Электромобили - история, устройство и особенности
Проверенный дилер ALM AUTO в Новороссийске
Электромобили
Те из нас, кто интересуется электромобилями с практической точки зрения, принимая решение о покупке, часто ищут дополнительную информацию, что же это вообще такое, как устроены, плюсы, минусы владения, и, главное, стоит ли покупать?

Поэтому мы решили подготовить отдельную страницу, на которой собрали в кратком формате исключительно факты об электромобилях, в объеме, достаточном для принятия решения о том, идти ли в автосалон, чтобы посмотреть на месте, или пока нет.

Читайте, изучайте, смотрите! Раздел об истории электромобилей тоже рекомендуем к прочтению, кроме того, что она интересна сама по себе, мы включили туда и практическую информацию, полезную для выбора электромобиля сегодня и завтра.
Первые электромобили
Известный факт, что автомобили на электричестве появились в свободной продаже относительно недавно, и часто мы не представляем, когда на самом деле были изобретены первые электромобили. А, между тем, они даже старше традиционных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания!

Самое первое транспортное средство (скорее, это была просто тележка с батареей) появилось еще в 1841 году, однако, автомобилем в привычном смысле этого слова ее не назовешь.

И только в конце XIX века появились уже «промышленные» образцы. Они были быстрее, динамичнее и обладали большей грузоподъмностью, чем бензиновые (того времени). Однако, минусом их являлся очень долгий и трудоемкий процесс зарядки: выпрямителей тока тогда еще не существовало, и для зарядки приходилось соединить между собой электродвигатель переменного тока (который вращал вал генератора) и генератор постоянного тока, который уже заряжал батарею электромобиля.

Кстати, один из самых передовых электромобилей своего времени создал наш соотечественник Ипполит Романов. В 1899 году он разработал, как его тогда называли, электрический омнибус на 17 мест. Мощность электрического двигателя равнялась 4 лошадиным силам и он мог развивать скорость до 37,4 км./час. К сожалению, изобретателю не удалось найти инвесторов для развития проекта. Ну, а позднее автомобили с ДВС по большинству параметров обошли электромобили и от них почти отказались. Почти, но не полностью: еще в 1981 году на ВАЗе создали первый электромобиль на базе ВАЗ-2102. Впрочем, позже для него сделали отдельную раму, поскольку стандартная не выдерживала вес аккумулятора. Запас хода составлял всего 110 км, а срок службы аккумулятора лишь 3, максимум, 4 месяца. Становится понятным, что автомобиль с такими потребительскими характеристиками в коммерческом и личном использовании не мог составить конкуренцию бензиновым.
По мере развития технологий, первые действительно интересные для потребителей партии электромобилей выпустили только в 1990-х годах. Для массового потребителя они стали доступны, пожалуй, только после 2010 года, когда цена на них, за счет массового производства, значительно снизились.
Устройство электромобиля
В устройстве электромобиля не так уж и много отличий от «традиционного» автомобиля с ДВС. Одинаковый кузов, колеса, подвеска и органы управления. Отличие только в том, что в движение электромобиль приводит электродвигатель (один или несколько), а источником энергии в этом случае служит аккумуляторная батарея.
Устройство традиционного электромобиля: отдельно цветом выделены батарея и электродвигатель, остальные узлы идентичны "обычному" автомобилю
Стоит отметить, что часто к электромобилям относят и гибриды. В них также установлен электромотор, однако, он большей частью работает только «в паре» с бензиновым или дизельным двигателем. Такой тандем позволяет значительно повысить запас хода, снизить выброс топлива и положительно влияет на экологию.

Однако, здесь мы рассматриваем именно устройство электромобиля, где электродвигатель является основным источником движения. Кроме него, к основным элементам электромобиля, от которого и зависят потребительские характеристики, является аккумулятор. Мы здесь остановимся только на основных его особенностях, которые позволят принять решение о покупке, или, как минимум, задать вопросы менеджерам автосалона:
Аккумулятор для электромобиля
Достоинства
Недостатки
  • Отсутствие «эффекта памяти», вызывающего снижение емкости батареи, для устранения которого требуется применение полного, или, как его еще называют «глубокого» разряда аккумулятора
  • Высокое напряжение и плотность
  • Длительный срок службы (до тысячи циклов заряд – разряд)
  • Низкая скорость саморазряда (условно до 6 процентов заряда может «уйти» за месяц простоя)
Однако, для данного типа батарей существует и недостаток, который перечеркивает большинство их достоинств:

  • Невысокое номинальное напряжение, то есть, для повышения запаса хода необходимо увеличивать объем батареи
  • Кроме того, она боится влаги
  • Вдвое более длительный срок службы, нежели у предыдущего варианта (до двух тысяч циклов заряд – разряд)
  • Устойчивость к температурам ниже -20 градусов
  • Отсутствие «эффекта памяти»
  • Способность выдерживать высокий ток заряда без ущерба для батареи
  • Устойчивость к перегреву
  • Безопасность при разрушении
Недостатки
  • Проблемная работа при низких температурах (ниже -20 градусов по Цельсию)
  • Вероятная пожароопасность при механических повреждениях
Основные типы современных аккумуляторов для электромобиля, их плюсы и минусы:
Литий – ионные:
Литий-железо-фосфатные:
Достоинства
Иные типы батарей пока относительно мало распространены (но мы дополним эту статью, когда они такое распространение получат).
Относительно зарядки батарей для электромобиля стоит понимать, что существует прямая зависимость: чем выше ток зарядки – тем ниже срок ее службы, несмотря на сокращение времени самой зарядки как таковой.

Заряжать автомобили в быту можно как от обычной сети в 220 вольт (в этом случае придется ждать в среднем от 5 до 20 часов и дольше), так и от специальных трехфазных станций с напряжением 380 вольт и более – в этом случае, в зависимости от производителя, заряд до 70% займет от 30 до 90 минут.

Срок службы батареи зависит от нескольких факторов (интенсивности использования, тока заряда, условий эксплуатации), поэтому прогнозировать его до сих пор не просто, но, в среднем, можно принять величину от 5 до 15 лет.

Плюсы электромобиля
Рассмотрим плюсы владения электромобилем
Пожалуй, основной из них – более низкая стоимость владения. Если есть возможность «воткнуть зарядку на ночь» дома или около работы, то никаких визитов на заправку, можно просто сесть и ехать. А стоимость электричества (особенно, на работе – но мы Вам этого не говорили) значительно ниже стоимости бензина

В стоимость владения включим стоимость обслуживания – к плюсам электромобиля, безусловно, относится то, что у него почти нет механического и термического износа, характерного для любого автомобиля с ДВС

Сюда же можно включить и налоговые льготы, и возможность бесплатного проезда по платным трассам – государство поощряет владение этим экологически более чистым видом транспорта

Вторая, целая категория плюсов – эксплуатационные характеристики, или проще говоря «комфорт в движении»:

  • Отсутствие вибрации и шумов – в конструкции электромобиля просто нет таких элементов, как «трясущийся» ДВС, требующий серьезного подхода к амортизации
  • Высокая динамика – цифры набора скорости для электромобилей очень и очень впечатляющи, боле того, все это достигается тягой «с самых низов». Например, у Zeekr X это всего 3,7 секунды!
  • К плюсам электромобиля можно отнести и его устойчивость на дороге, лучшую развесовку по осям (ниже центр тяжести за счет низкого расположения тяжелых элементов аккумуляторной батереи)
Значительные плюсы в части экологии:
  • Полностью отсутствуют выхлопы вредных веществ в атмосферу
Минусы электромобиля
Рассмотрим и минусы владения электромобилем
Прежде всего, это стоимость покупки самого электромобиля. Как правило, она значительно превосходит стоимость аналогичного автомобиля с традиционным ДВС. Однако, стоит учесть и то, что продать его при прочих равных будет возможно также дороже, чем обычный автомобиль.
Удобство эксплуатации электромобиля сильно зависит от инфраструктуры: если специализированных станций зарядок нет или недостаточно, а около дома или работы нет возможности подключиться к бытовой электросети надолго, то проблемы с зарядом обеспечены.

Отсюда же вытекает минус ограничения радиуса действия – если в городе можно передвигаться более-менее комфортно, то в условиях сельской местности электромобиль остановится очень быстро. И взять «пару канистр с собой на всякий случай» точно не получится.
Энергия для систем кондиционирования и отопления берется также от аккумулятора, а в холодных регионах нашей страны подогрев требуется большую часть года, что значительно сокращает автономность.
Наш ответ – как и у любого значительного приобретения, у покупки электромобиля есть плюсы и минусы. И ответ будет основываться на том, насколько плюсы в каждом конкретном случае перевешивают минусы.

Мы же будем держать Вас в курсе технических новинок, читайте наши обзоры, приходите в автосалон, выбирайте, смотрите, «примеряйте» на себя, а наши специалисты будут рады рассказать Вам все детали и подробности!
Что в итоге? Стоит ли покупать электромобиль сегодня?
Выберите свой электромобиль в ALM AUTO
Контакты
Телефон:
ул. Луначарского, 20А, Новороссийск
Адрес:
График работы:
Мы в соцсетях:
пн-пт 09:00–19:00
вс 10:00–17:00
сб 09:00–18:00